Валерий Карпин: стать тренером ФК «Торпедо» для меня было осознанным решением
В традиционной рубрике «Герой недели» программы «Факты. Спорт» — тренер ФК «Торпедо» Валерий Карпин.
Начало карьеры
В футбол попал, как и все, в детском возрасте в родном городе Нарве, где я родился. Лет восемь мне было. Играл во дворе в футбол, иногда это был кожаный мяч, как и у многих детей Советского Союза. Начинал во дворе, в дворовый футбол, потом к годам 14-15 попал в футбольную школу.
Странный вывод для всех был, то, что и в хоккей, в принципе, тоже получалось неплохо. Был в сборной Эстонии, тогда и хоккей в Нарве был, была команда Второй союзной лиги. Я думал: скорее, пойду в хоккей, чем в футбол. Не знаю, что конкретно, но что-то подвигло к тому, чтобы выбрал все-таки футбол. Не было тогда родная Эстония, родная Россия — тогда это все родное было, Советский Союз весь родной. Так что в этом отношении ничего сложного не было.
Другое дело то, что произошло, когда я служил в армии, на первенстве Вооруженных сил Советского Союза играли за Прибалтийский округ. Видимо, понравился кому-то из ЦСКА. Пригласили. Точнее, тогда, как в армии было, приказали прибыть в Москву. Так и оказался.
После увольнения из ЦСКА попал в «Факел» Воронеж, там один сезон поиграл, и пригласили на просмотр в «Спартак» — контрактов еще никаких не было. Приехал на просмотр, где было еще человек 50. Ну и потихоньку начали отсеивать футболистов. В конце концов, так там и остался. Поставили на ставку, и с того времени, с января 1990 года, по июнь 1994 года находился в «Спартаке».
Карьера футболиста «Спартаке»
Не скажу ничего нового о том, чего нет в других командах. Рабочая обстановка царила, хорошие футболисты, хороший тренер. За счет чего? За счет желания — лично для меня. Ни каких-то качеств и талантов, а за счет желания остаться и играть в «Спартаке». А уже дальше, после того как остался, повлияли и футболисты, которые были там, и тренер Олег Иванович Романцев. Можно сказать, что там уже начал получать образование футбольное, до этого была одна физика.
Три года подряд становились чемпионами России. Хотелось себя попробовать на новом уровне — получится, не получится. Было приглашение из «Реал Сосьедада». Попросил Олега Ивановича, чтобы он меня отпустил попробовать свои силы. На что тренер отреагировал нормально, отпустил. Так и поехал.
Жизнь в Испании
Часть карьеры, часть жизнь — большую часть, 15 лет провел я в Испании. Я думаю, у меня в жизни было три команды: «Спартак», «Реал Сосьедад» и «Сельта». Так получилось, что практически по пять лет в каждой команде. И в «Спартаке» пять лет, и в «Реал Сосьедаде» пять лет, и в «Сельте». Плюс еще год в «Валенсии». Какой этап главнее, я не могу сказать. Потому что «Реал Сосьедад» первые два года был первой моей командой в Испании. Естественно, в «Сельте» пять лет тоже оставили свой след, добивались успеха именно для нее. Как в команде, так и индивидуальном плане все нравилось, все получалось. Ну и последние три года в «Реал Сосьедаде» тоже незабываемые.
Менталитет очень сильно отличался. Тем более в те времена, когда в 90-е был развал СССР. Все футболисты моего возраста были советской эпохи, поэтому разница была большая в подходе к футболу, результатам, в подходе к тренировкам, в быту даже было все по-другому. Непросто. Не зная языка, сложно было первые шесть месяцев. Пришлось быстро учить язык и адаптироваться быстрее.
В «Реал Сосьедаде» я был один русский, то есть помощи ждать было неоткуда. И вся сознательная жизнь прошла в Испании. Семья в Испании, дети там родились, то есть для них это родная страна. Поэтому мысли о том, чтобы возвращаться в Россию просто так, не возникало. Потому что все было в Испании: друзья, знакомые, работа — все было там. Возвращаться просто так в Россию смысла не имело. Возвращаться на работу в Россию — это уже другое дело.
Карьера тренера в «Спартаке»
Поступило предложение из «Спартака», встретились с Леонидом Арнольдовичем, проговорили, в чем заключается работа, как это будет выглядеть. Принял решение и, в принципе, не жалею. Тем более это было из «Спартака» предложение, поэтому недолго думал.
Любой тренер в каждый сезон, в каждой игре что-то хотел бы изменить. Как тренер. Изменить что-то с точки зрения генерального директора, те же покупки футболистов, — это больше связано с результатом. В футболе все, к сожалению, или, к счастью, зависит от результата. Вся та работа, которая ведется и которая никому не видна, — никому она не нужна, никто ее не оценит никогда. Поэтому что-то изменил. С точки зрения тренерской карьеры в каждой игре можно было что-то поменять или сделать не так.
Эти пять-шесть лет принесли и неоценимый опыт, и впечатления, и ощущения того, что принадлежишь такому клубу, к родному. Естественно, это никуда не денется.
Карьера тренера в армавирском «Торпедо»
Идея стать тренером «Торпедо» не у меня возникла. Она возникла у людей, которые занимаются и владеют клубом. Мы встретились, переговорили о том, совпадает ли видение не только сегодняшнего дня, но и дальнейшего развития клуба, куда может «Торпедо» двигаться и как оно будет двигаться. После этого принял решение. Для кого-то это было неожиданно, но для меня это было осознанное решение.
Решающим фактором стало то, что этот клуб должен и будет развиваться, и должен двигаться вперед. То, что сейчас есть сложности, — они должны были быть. Они есть и будут еще. Первый год самый сложный, первый месяц и первые дни. Об этом можно будет книгу написать. Все это сложно, но я к этому был готов. Поэтому нужно продолжать работать.
Пока мы базируемся в Крымске. Видимся на играх, почти все перелеты проходят через Москву, так что в Москве видимся пока. Здесь, можно сказать, мы пока обустраиваемся. Все еще в процессе находимся, недели три, наверное, здесь только, потому что до этого были постоянные разъезды, перелеты. Ну а дальше посмотрим. На следующий год обещают, что уже база будет и в Армавире. Ну а пока будем здесь базироваться.
Матчи в составе сборной России
С детства была мечта — попасть в сборную страны. Для тех, кто с детства начинает играть в футбол, это, наверное, самая большая мечта. Когда начинал еще, это была сборная Советского Союза. Так получилось, что за сборную СНГ сыграл 15 минут, а потом был вызов на игру с Мексикой за сборную России. Естественно, сначала в это не поверил. Это же была мечта детства.
Было много футболистов «Спартака», футболистов, с которыми играл в чемпионате России, так что какой-то адаптации практически не было. Достаточно быстро все произошло — сбылась мечта.
Конечно, никто не был доволен результатами чемпионата мира, команды и индивидуальными результатами. Кроме Саленко, никто ничем не мог похвастаться. Был разгром Камеруна, но это ситуацию не спасло, так что этим обольщаться не стоит.
О матче с Украиной
Был шок после матча, после того как случился этот гол. Можно проиграть игру, это ведь и от соперника тоже зависит, но проиграть именно так — все были в шоке. И после трех проигранных и пяти выигранных матчей, включая победу во Франции — 2:3, ведя в счете за три минуты до конца игры с Украиной — это было шоком не только для нас, но и для всей страны.
Филимонова, конечно, поддерживали. Игра прошла, уже ничего не изменить. Все могло случиться: кто-то пенальти не забил, у кого-то момент был. Он пропустил, а тот не забил. Могло достаться и тому, кто в какой-то момент не забил. Это футбол.
Опыт в пляжном футболе
В пляжном футболе опыт был на чемпионате Европы, который проходил на Майорке. Сборная играла первый раз, и поехали футболисты. Ни у кого не было понимания, что это такое. А когда он в Москве проходил, я приехал с травмой и не участвовал. Ну это было просто так, после карьеры попробовать что-то новое. К этому серьезно никто не относился в тот момент.
Тренер, который держит удар
Я думаю, привычка уже. Это же не один год. И с точки зрения тренерской карьеры, и с точки зрения футболиста бывали моменты, бывали вопросы, на которые, мягко говоря, не хотелось отвечать. Поэтому уже привычка просто-напросто. Бывает, конечно, особенно в тренерской карьере, после проигранного матча еще и вопросы, на которые не хочется отвечать, а тебя все равно спрашивают, тяжело себя контролировать. Но приходится, что делать.